Выставка «Нескучный сад райских фарфоровых птиц» откроется в Нижнем Новгороде 30 мая
2 дня назадВыставка «Нескучный сад райских фарфоровых птиц» откроется 30 мая в Нижнем Новгороде в новом культурно-просветительском отделе Государственного музея А.М. Горького «ГорькийЦентр». Об этом сообщили в городском департаменте культуры. Напомним, уникальное пространство в декабре прошлого года вместе с музейными работниками открыл глава города Юрий Шалабаев.
Директор департамента Светлана Гуляева подчеркнула, что «ГорькийЦентр» – это специализированное фондохранилище музея А.М.Горького с возможностью посещения и проведения культурных мероприятий.
«Выставка уникальных фарфоровых птиц – одна из первых в стенах «ГорькийЦентра». В течение всего лета нижегородцы и гости города смогут оценить изящество и красоту около 40 экспонатов из собрания Императорского фарфорового завода и частных коллекций», – сказала Светлана Гуляева.
Как отметили в музее, самый маленький экспонат на выставке – парфюмерный флакон с изображением птицы и гроздей винограда 1850-х гг. Его высота 16,5 см. Предоставлен из частного собрания московского коллекционера. Самым крупным экспонатом является ваза «Сказочные птицы» конца 1950-х гг. Его высота 79 см, а в числе особенностей – подглазурная роспись кобальтом и золочение. Хранится ваза в частной коллекции в Санкт-Петербурге.
По словам директора Государственного музея А.М. Горького Ларисы Моториной, фарфоровые птицы – это не просто декоративные объекты. Они отражают эпохи, технологии и тайные смыслы. Каждый экспонат каталога – диалог художника со временем, где даже перо попугая может рассказать историю целого века.
«Изящные статуэтки, декоративные изделия, представленные на выставке, словно приглашают нас совершить путешествие в мир грез и фантазий. Птицы с древности были героями мифологических и религиозных сцен в самых разных культурах. Народы и правители наделяли их глубоким символизмом и передавали связанные с ними сюжеты из поколения в поколение. Почему образ пернатых жителей порой так сложен и метафоричен, а многие и поныне избегают их присутствия в доме? Что в них такого интригующего, особенного, и, наконец, почему они так часто фигурируют в культурно-изобразительном пространстве фарфора с момента его изобретения в Китае и заканчивая современностью? В этих вопросах помогает разобраться выставка «Нескучный сад райских фарфоровых птиц», – подчеркнула Лариса Моторина.
В музее добавили, что для посещения экспозиции необходима предварительная запись по телефону: 8 (831) 468-97-81.
Выставка будет работать с 30 мая по 1 сентября (с понедельника по пятницу).
Место проведения: культурно-просветительский отдел «ГорькийЦентр», ул. 40 лет Победы, 4.
Справка. Ключевые экспонаты выставки.
Десертные тарелки из сервиза Наследника Цесаревича Зимнего Дворца (1887 г., Императорский фарфоровый завод, Россия). Особенности: изготовлены для будущего императора Николая II; украшены изображением сказочной птицы в стиле русского фольклора с позолотой и полихромной росписью; аналогичные тарелки хранятся в Государственном Эрмитаже; экземпляр из частного собрания Э. Аракелова выставляется впервые. Исторический контекст: Сервиз отражает эстетику императорского двора конца XIX века и связь фарфорового искусства с национальными традициями.
Ваза «Марабу» (1900 г.). Автор: Э. Сулиман-Грудзинский. Особенности: экзотическая птица марабу, изображенная на вазе, была для России редкостью, художник вдохновлялся иллюстрациями из научных трудов, таких как «Histoire naturelle» М.-К. д’Орбиньи, так как наблюдать таких птиц вживую было невозможно; Сулиман-Грудзинский использовал технику подглазурной росписи, создавая эффект «живого» оперения за счет многослойного нанесения кобальта. Интересно, что в архивных записях завода сохранились жалобы художника на сложность работы с кобальтовым фоном: краска часто трескалась при обжиге, из-за чего многие вазы браковались.
Сервиз «Фазаны» (1924 г.). Автор: В. И. Бейдукат. История: создан в первые годы советской власти, когда фарфор стал инструментом пропаганды, однако вместо революционных лозунгов Бейдукат изобразил фазанов – символ изобилия, отсылающий к дореволюционному искусству; сервиз расписан полихромными надглазурными красками, что было редкостью в эпоху дефицита; в 1930-х гг. сервиз чуть не уничтожили как «буржуазный пережиток», но его спрятали в частной коллекции.
Ваза «Египетские голуби» (1911 г.). Автор: Е. Гаген-Торн. Факты: Гаген-Торн, выпускница Центрального училища технического рисования, стажировалась на Севрской мануфактуре во Франции, ее работа сочетает русскую реалистическую школу с французской легкостью мазка; голуби на вазе – отсылка к библейскому символу Святого Духа, но в египетском стиле, художница изучала коллекцию египетских древностей Эрмитажа, чтобы добиться аутентичности; после революции Гаген-Торн эмигрировала в Париж, где продолжила создавать фарфоровые шедевры, ее работы хранятся в музеях Европы, но «Египетские голуби» остались.
Скульптура «Золотой павлин» (2020 г.). Автор: А. П. Трофимова. Символика: павлин – традиционный символ бессмертия и царственности, современная интерпретация Трофимовой включает позолоту 24 карата, что технически сложно: золото наносится вручную после тройного обжига; ноги павлина выполнены в виде виноградной лозы – это отсылка к античному мифу о превращении нимфы в птицу; скульптура выпущена тиражом всего 50 экземпляров, каждый с уникальным узором «перьев».
Немецкий попугай SP Dresden (1972–1990 гг.). Особенности: фигурка создана на мануфактуре SP Dresden, известной анималистической пластикой, попугай раскрашен вручную эмалевыми красками, имитирующими радужное оперение; в 1980-х гг. такие попугаи стали «валютой» среди коллекционеров ГДР – их обменивали на дефицитные товары, например, джинсы или косметику. Интересно, что модель попугая разработана еще в 1930-х гг., но после войны форму пришлось восстанавливать по чудом уцелевшим эскизам.
Ваза «Сказочные птицы» (1950-е гг.). Автор: А.Н. Семенова. Контекст: в сталинскую эпоху фарфор часто украшали сценами труда или портретами вождей, Семенова рискнула изобразить фантастических птиц, вдохновляясь русскими сказками; Сирин (птица с женской головой) и Алконост – мифологические существа, символизирующие рай. Их изображения трактовались как намёк на «светлое будущее» коммунизма; ваза высотой 79 см – одна из самых крупных в каталоге, для её обжига потребовалась печь особой конструкции.